Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новонадеждинская средняя школа»
Принято
Протокол
педагогического совета №1
от 28.08.2025 г.
Утверждено
Директор школы
Р.В. Ромащенко
_______________
Приказ №127
от 29.08.2025 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования обучающихся
с нарушениями интеллектуального развития
Вариант 1
учащегося 3 класса
1
Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся
по АООП НОО (вариант 1)
Учебный план АООП НОО (вариант 1) обучающегося III класса на 2025-2026 учебный
год (далее - учебный план) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Новонадеждинская средняя школа» Городищенского муниципального
района Волгоградской области (далее - МБОУ «Новонадеждинская СШ»).
1. Нормативное обеспечение
Учебный план составлен на основе нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
№1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
4. Постановление от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с нарушениями интеллектуального развития (вариант 1).
2. Организация обучения
Учебный план составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся в 3 классе, реализующий основную образовательную
программу начального общего образования, соответствующую ФГОС образования обучающихся с
нарушениями интеллекитуального развития.
В соответствии с п. 2.9.3. приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – Приказ № 1599) Учебный
план обеспечивает реализацию требований стандарта, фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Содержание Учебного плана включает обязательные предметные области и учебные
предметы в соответствии с Примерным недельным учебным планом общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
2. Максимально допустимая недельная нагрузка
Обязательная часть
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
2
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Обучающимся предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия в
соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». В образовательном процессе используется система учебников для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида), определенных
федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего образования»).
3. Продолжительность учебного года
3 класс – 34 учебные недели (без учета праздничных дней)
4. Продолжительность учебной недели
В 3 классе режим обучения: уроки по 40 мин.
(СанПиН 2.4.2.3286- 15).
В учебном плане представлены предметные области: язык и речевая практика, математика,
естествознание, искусство, физическая культура, технология. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
этой категории обучающихся.
Обязательная часть
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с нарушениями
интеллектуального развития.
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена предметами:
- «Русский язык»
- «Чтение»
- «Речевая практика»
Содержание обучения данной образовательной области является ведущим, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому
языку: повысить уровень общего и речевого развития учащихся, привить общепринятые нормы
общественного поведения, научить школьников осмысленно читать доступный их пониманию
текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, научить правильно и
последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В процессе обучения
3
русскому языку у обучающихся формируются первоначальные навыки чтения и письма.
В процессе овладения грамотой элементарные представления о русском языке, как
средстве общения и источнике получения знаний; овладение способностью пользоваться устной и
письменной речью для решения житейских задач, соответствующих возрасту.
На уроках чтения у обучающихся формируются осознание значения чтения для решения
социально значимых задач, развитие познавательных интересов, воспитание чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций; навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми словами вслух и «про
себя», потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов; появляются
коммуникативные навыки в процессе чтения литературных произведений, способность отвечать
на вопросы учителя, характеризовать главных действующих лиц, пересказывать содержание
прочитанного.
На уроках речевой практики происходит расширение представлений об окружающей
действительности, развитие навыков связной речи, навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения, овладение нормами речевого этикета.
Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика»:
- «Математика»
Обучающиеся овладевают определенным объемом математических знаний, используют
его при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться, использовать
меры измерения пространства, времени). На уроках математики дается геометрический материал
на различение геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков
пользования измерительными и чертежными приборами, формирование вычислительных навыков.
Образовательная область «Естествознание» представлена предметом «Мир природы и
человека»:
- «Мир природы и человека»
Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и
климатических условиях.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами:
- «Музыка»
- «Рисование»
Целью учебного предмета «Музыка» является формирование и развитие элементарных
умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнение, развитие интереса к музыкальному искусству, формирование простейших
эстетических ориентиров. В процессе освоения данного курса выделяется комплекс задач:
коррекция отклонений в интеллектуальном развитии, нарушений звуко - произносительной
4
стороны речи; формирование музыкально-эстетического словаря. Ориентировки в средствах
музыкальной выразительности; развитие чувства ритма, речевой активности, музыкальной
памяти; воспитание эстетического вкуса.
«Рисование» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет важное
коррекционное значение. Целью данного предмета является формирование умений и навыков
изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач; развитие
художественного вкуса, воспитание потребности в художественном творчестве. Содержание курса
обучения изобразительному искусству определяется основными задачами: коррекция недостатков
развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного
воспитания и совершенствования правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходства и различия между предметами; развитие у обучающихся
интереса и любви к изобразительной деятельности через декоративное рисование.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая
культура»:
- «Физическая культура»
Целью занятий физической культуры является формирование установки на сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, соблюдение индивидуального режима питания и сна, развитие
и коррекция их общей и мелкой моторики. Воспитание интереса к физической культуре и спорту,
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступными
видами спорта, укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;
формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
формирование и совершенствование волевых качеств, умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; развитие и
совершенствование двигательных умений и навыков, чувства темпа, ритма и координации
движений.
Образовательная область «Технология» представлена предметом «Труд (технология)»:
- «Ручной труд»
Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками,
развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности, получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии.
Введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область",
реализующаяся через содержание коррекционных курсов. Данная область организована в соответствии с
рекомендациями, которые прописаны в Заключении ПМПК и в соответствии с индивидуальными
возможностями ребёнка. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится не более 6 часов
в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут.
Коррекционно-развивающая область включает в себя:
5
- «Логопедические занятия»
- «Социальный педагог»
- «Психолог»
- «Дефектолог»
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие
всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), обогащение
словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной
стороны речи, расширение представлений об окружающей действительности.
Социальный педагог (педагог, выполняющий функции социального педагога) который
определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с
обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и
социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся;
Педагог-психолог, деятельность которого определяется потребностями создания
психологически безопасной образовательной среды, проектирования зоны ближайшего
развития, установления реальной картины и проблем личностного, социального,
познавательного (интеллектуального), коммуникативного развития обучающихся,
психологического обеспечения деятельности учителя, других субъектов образования
по достижению современных образовательных результатов в начальной школе;
Дефектолог в школе, работающий по варианту 1, занимается коррекцией дефектов развития
детей с (нарушениями интеллектуального развития). Некоторые направления работы:
1.Диагностическая работа. Выявление особенностей развития и здоровья учащихся,
мониторинг динамики их развития, анализ результатов обследования для корректировки
коррекционных мероприятий.
2.Коррекционно-развивающая работа. Составление индивидуальной программы
коррекционного сопровождения обучающегося, разработка групповых и индивидуальных
психокоррекционных программ, организация и проведение занятий по психокоррекции.
3.Консультативная работа. Сопровождение учащихся и их семей по вопросам обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации.
4.Информационно-просветительская работа. Разъяснительная деятельность по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для учащихся с интеллектуальными
нарушениями.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательной деятельности. Всего на внеурочную деятельность отводится 4 часа в неделю.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-психолог, социальный
педагог, педагоги дополнительного образования и др.), также и медицинский работник.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной
программы.
Выбор учебников и учебных пособий,
используемых при реализации учебного плана
Изучение учебных предметов федерального компонента учебного плана организуется с
использованием учебников, включённых в Федеральныйперечень, утверждённый приказом
Минпросвещения России от 20мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
6
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с
изменениями и дополнениями).
№
1
3
4
6
8
10
12
Предметнаяобласть
Язык и речевая практика
Ильина С.Ю., Богданова А.А.Чтение. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные
программы в 2-х частях
КомароваС. В.Речевая практика.3класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные
программы
Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русскийязык.
3класс.Учебникдля общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы в2-хчастях
Математика
АлышеваТ.В. Математика.3класс.Учебник для
Общеобразовательных организаций,
реализующихадаптированные основные
общеобразовательные программы в 2-х частях
Естествознание
МатвееваН.Б.,ЯрочкинаИ.А.,ПоповаМ.А.Мир природы и
человека. 3 класс в 2-х частях. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные
программы
Искусство
РауМ.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство,
3класс.Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы
Технологии
КузнецоваЛ.А.Технология. Ручнойтруд. 3класс.Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптиро
ванные основные общеобразовательные программы
Класс
Издательство,
год издания
3
Просвещение, 2025г.
3
Просвещение, 2025г.
3
Просвещение, 2025г.
3
Просвещение, 2025г.
3
Просвещение, 2025г.
3
Просвещение, 2025г.
3
Просвещение, 2025г.
Недельный учебный план
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с нарушениями
интеллектуального развития, реализующей ФГОС НООО
Вариант 1
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
Обязательная часть
1.Язык
и 1.1.Русский язык
речевая практика
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2. Математика
2.1.Математика
7
Количество часов в неделю всего
3 кл.
3
4
2
4
4
3.
Естествознание
4. Искусство
5. Физическая
культура
6. Технология
3.1.Мир природы и человека
1
1
4.1.Музыка
4.2.Рисование
5.1. Адаптивная физкультура
1
1
3
1
1
3
6.1 Труд (технология)
1
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Лепка по образцу
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
Логопедические занятия
Социальный педагог
Дефектолог
Психолог
Внеурочная деятельность
8
20
3
23
1
20
3
23
6
6
1
2
1
2
4
0,5
2
0,5
3
4